— Расскажите о наиболее значимых событиях на рынке финансовой информации России. Что будет определяющим для этого сектора в ближайшие 3-5 лет?
— Если говорить о качественных изменениях, то на рынке фининформации почти стерлись внутренние и внешние границы. Практически не осталось различий между информационными агентствами и другими СМИ — и те, и другие сегодня транслируют материалы в онлайне.
В сегменте B2B исчезают различия между разработчиками ИТ-решений и поставщиками контента. ИТ-платформы зачастую теперь важнее, чем отдельные поставщики, и у последних есть все больший риск стать лишь пунктом в обширном меню таких платформ. Все меньше географических границ. На российском рынке платной фининформации, как и во всем мире, доминируют все те же Bloomberg и ThomsonReuters.
Чтобы выжить и успешно развиваться, российским структурам надо инвестировать в технологии, вести R&D, искать сегменты рынка с растущим спросом и создавать конкурентоспособные продукты мирового уровня, за которые клиенты будут готовы платить. Двигаться от «информации-сырья» к сервисам.
В России все эти изменения происходят на фоне продолжающегося уже много лет падения количества игроков на рынке фининформации. Число эмитентов, раскрывающих весь объем данных, за шесть лет упало с 7500 до 2500. Банков стало в два раза меньше. И этот печальный цифровой ряд можно долго продолжать... Так что на нашем рынке в большей степени актуально правило: выживают только те, кто успевает за изменениями. Поэтому мы постоянно расширяем спектр информации, интегрируем ее с ИТ-решениями, углубляем наши компетенции в смежных областях. В итоге за 12 лет «Интерфакс» изменил структуру бизнеса на 80% — во многом создал его заново.
— «Интерфакс» сегодня — что это? Как бы вы определили позицию компании на рынке?
— «Интерфакс» с самого начала делал акцент на профессиональной, качественной информации. Сначала на финансовых новостях и данных об отраслевых рынках в сфере нефтегазовой, металлургической индустрии. Затем последовали рейтинги, индексы, цены...
И сегодня практически все, что мы делаем, — это по-прежнему B2B. Так, система «СКАН» удобна для мониторинга медиаактивности компании и ее конкурентов, «СПАРК-маркетинг» — для анализа рисков нарушения законодательства о закупках и поиска потенциальных покупателей. Сервис «СПАРК» проверит компании-контрагенты и оценит кредитные риски, а решения X-Compliance и «ЭФИР» помогут определить риски, связанные с отмыванием денег и нарушением требований ЦБ. Наконец, «Интерфакс» знает о кредитоспособности более чем 80 млн россиян1. Все эти сервисы — сплав профессионального контента и современных ИТ, которые обеспечивают максимально эффективное использование этой информации. Поэтому мы, можно сказать, и ИТ-компания, разве что ведем разработки в основном для себя, а не на заказ.
Мы делаем сложные продукты, которые нужны современным растущим компаниям, работающим на конкурентных и открытых рынках. Так что главный вызов — это как будет развиваться в ближайшие годы у нас экономика, фондовый рынок, банковская система, внешние связи.
— Вы один из архитекторов существующей системы раскрытия информации. Как реальность соотносится с вашими первоначальными планами?
— Система раскрытия — уникальный пример того, как важный элемент инфраструктуры финансового рынка был создан государством в партнерстве с частным сектором, без каких-либо затрат из бюджета и в соответствии с лучшей мировой практикой.
Система работает стабильно и надежно 15 лет, бесплатна для потребителей, отвечает международным требованиям, последовательно получила признание трех регуляторов: ФКЦБ, ФСФР, Банка России. За эти годы она стала более совершенной, мы перешли на использование электронной подписи, комплексное раскрытие сущфактов и всей отчетности эмитентов. Так что мы развиваемся вместе с рынком.
— Каковы главные тренды в плане раскрытия корпоративной информации?
— В России уже пять лет снижается количество публичных компаний, число новых IPO ничтожно. Но главным драйвером публичности может стать желание компании расширить инвестиционную базу. Надеюсь, и наш рынок будет создавать такие стимулы.
— Громким совместным проектом «Интерфакса» и НРД стало создание RU DATA. Как развивается этот продукт сегодня?
— Самое главное, что RU DATA стал индустриальным стандартом, крупнейшей базой российских ценных бумаг, с которой работают все ведущие кастодианы, бэк-офисы и риск-департаменты банков. Уникальное преимущество этого продукта в том, что он официально представляет тройку международных рейтинговых агентств и российский АКРА. Главный фокус развития RU DATA — создание сервисов, решающих конкретные проблемы наших клиентов для выполнения регуляторных требований.
— Еще одним совместным проектом стало создание «единого окна раскрытия информации». В чем его суть?
— Эмитенты получат технологическую возможность публиковать и сущфакты, и корпдействия через один интерфейс на сайтах раскрытия. Мы разработаем универсальный сервис по раскрытию, услугу по структуризации сообщений, а также примем на себя обязательства по выполнению требований НРД. В частности, передачу данных по защищенным каналам в соответствии с ISO 20022 и системой ЭДО Московской Биржи.
— Как это повлияет на работу учетной системы?
— Мы долго и детально обсуждали схему проекта, чтобы исключить негативные последствия для учетной системы. А вот позитивные последствия будут! Повысится оперативность поступления информации в учетную систему и снизится вероятность «раздвоения» информации, так как и сущфакты, и корпдействия будут раскрываться одновременно.
При этом создание «единого окна» никак не повлияет на юридический статус информации в учетной системе, сообщения по-прежнему будут структурированы в соответствии со стандартом ISO. Платформу для «единого окна раскрытия информации» планируем начать тестировать в первом квартале 2018 года.1 — «Интерфакс» является акционером Объединенного кредитного бюро — крупнейшего бюро кредитных историй в России.