— Чем продиктована необходимость создания Ценового центра?
— Российский рынок еще молодой и развивающийся, поэтому большая часть бумаг на нем являются неликвидными. По верхнеуровневым оценкам, порядка 80% бумаг на российском рынке не имеют справедливых цен по результатам торгов. Крупные объемы торгов могут сильно сдвигать цены по отношению к справедливым. По некоторым бумагам может вообще не быть сделок — соответственно, не будет и цен. Исходя из потребности рынка, Банк России выступил с инициативой создания института ценовых центров как единого источника информации.
Ценовой центр НРД не имеет аналогов в европейском праве. В Европе и США рынки активны и развиваются около 100 лет, там источниками информации служат глобальные вендоры. Отечественному рынку в лучшем случае 30 лет, а в части накопления информации — только 20 после экономического кризиса 1998 года. В России мало ценовых данных и долго поддерживающихся моделей со стороны вендоров информации. Институт ценовых центров — решение, призванное удовлетворить потребность участников рынка и Центрального банка как контролера в едином источнике информации. Благодаря этому появилась возможность оценивать справедливость сделок и наблюдать, насколько цены, отраженные в отчетности, реально в рынке.
— То есть Ценовой центр обслуживает не только интересы рынка, предоставляя компаниям справедливую цену на бумаги, которые они хотят приобрести?
— Это совокупная потребность участников рынка и необходимость контроля. В первую очередь мы ориентируемся даже не на фронт-офис, а на миддл-офис, риск-менеджмент, специалистов отчетности и пост-трейд контроля. Это аналитика после заключения сделки. Но иногда данные Ценового центра помогают оценить, насколько сделка, которую только собираются заключить участники, в рынке. Но пока мы не видим большой активности в этом направлении.
Прежде всего справедливая стоимость необходима для оценки своей позиции, анализа портфеля клиента, консолидированной отчетности и расчета стоимости чистых активов — это регуляторная история для инвестиционных фондов (ПИФ и НПФ). Наши данные служат для отчета справедливой стоимости в Центральный банк — для этого есть специализированная форма отчётности. С помощью наших данных можно отслеживать динамику цен во времени и изменение справедливой стоимости. В сложных случаях Ценовой центр дает правильный ориентир. Рыночные цены могут отклоняться от справедливой оценки. Например, несколько участников могут регулярно совершать маленькие сделки, чтобы отразить свое видение цены. Или бывают ситуации, когда один крупный участник продает большой пакет, в результате чего пробивается «стакан», потому что всегда есть зависимость объема и цены друг от друга. Когда ты владеешь стандартным объемом, тебе надо оценить стоимость активов, а большой объём, прошедший на рынке, мешает определить справедливую оценку.
Ценовой центр ориентируются на трёхуровневую систему оценки, которая соответствует международным стандартам финансовой отчетности — МСФО-13. В случае активности на рынке мы анализируем сделки и исключаем те, которые не достоверны по нашему алгоритму, а по остальным — считаем среднюю цену. На втором уровне, если актуальных цен по бумаге за сегодня нет, но в целом сделок достаточно, мы смотрим статистику за 250 последних торговых дней. Изменение цены связывается с динамикой индекса, собранного из похожих бумаг по модели коинтеграции и коррекции ошибок. По сути, на втором уровне мы отражаем с неким приближением поведение аналогичных бумаг. Третий этап — факторное разложение. Применяется, если вообще нет никаких цен. И такие ситуации на рынке есть.
— В каких случаях такое происходит?
— Когда бумага только выпущена на рынок, о ней недостаточно информации для взвешенной оценки. В основном такое происходит, когда выпуск осуществлялся только в одни руки или нескольким держателям. Эти бумаги не торгуются, но при этом на них найдется достаточно покупателей, если выпуски решат продать. Это бумаги хороших эмитентов, классические бумаги с интересным купоном. Такие случаи оцениваются через модель факторного разложения цен. Мы смотрим на наклон кривой процентных ставок, как ведет себя этот сектор, на активность торгов по бумаге и на вменённую ликвидность. Здесь мы как Национальный расчетный депозитарий видим структуру владения портфелей и можем косвенно оценивать ликвидность бумаги, исходя из того, какие в целом портфели собирают владельцы этих бумаг. Далее анализируем, как долго торгуется эта бумага. Как правило, сразу после размещения она торгуется активнее, чем дальше в процессе жизни. Затем строим регрессионную модель и оцениваем спред к доходности государственных облигаций. Это модель Фама-Френча.
Как Ценовой центр НРД мы стремимся, чтобы наши методики были понятны и доступны. Важно, чтобы люди, которые приходят к нам с рынка для построения собственной in-house-модели, могли либо воспользоваться нашими промежуточными расчётными данными и понять, как мы получили конечную цену, либо воспроизвести модель, которая уже реализована в Ценовом центре. Модель Ценового центра открыта и размещена на сайте nsddata.ru. Она согласуется участниками рынка на Экспертном совете. Это управляющий орган для Ценового центра, который состоит из представителей Банка России и участников рынка: людей, которые погружены в риск-менеджмент и оценку. Все модели в первую очередь проводятся через Экспертный совет, затем они проходят независимое тестирование и на финальном этапе — аккредитацию в ЦБ.
— Много времени уходит на аккредитацию методики?
— Это весьма трудоемкий процесс. Аккредитация происходит после получения одобрения экспертного совета, проведения независимой экспертизы и подачи документов в Банк России. Все зависит от конкретной методики. ЦБ согласует все среди 9 департаментов, это серьезная процедура проверки методики.
Сейчас у нас аккредитована одна методика — по оценке рублевых облигаций с фиксированным купоном рейтинговых эмитентов. Однако в ближайшее время мы планируем предоставить документы для аккредитации методики оценки ипотечных ценных бумаг. На составление модели уходит много времени, потому что включаются тесты, бэктесты, перерасчет цен по разным комбинациям бумаг — мы стремимся, чтобы информация была достоверной.
— Потому что стоимость может повлиять на весь рынок.
— Собственно, поэтому мы на текущий момент единственный аккредитованный Банком России ценовой центр в нашей стране. Методика Ценового центра одновременно прошла Экспертный совет, независимую экспертизу и затем тестирование в Банке России. Также можно отметить доступ к составу портфелей, благодаря чему мы можем учитывать дополнительные факторы, влияющие на справедливую стоимость.
— Получается, что у компаний, которые не заказывают услуги НРД, нет доступа к оценкам на основе состава портфелей?
— Да, мы имеем приоритетный доступ к данным по ценным бумагам, которые обслуживаются в НРД, и к структуре портфелей. Мы не используем эту информацию напрямую, она используется в обезличенном виде — через специальные коэффициенты. Это повышает точность оценки Ценового центра.
— Какие есть еще преимущества у Ценового центра?
— Одно из главных наших преимуществ, что мы инфраструктура и не являемся заинтересованной стороной в случае оценки инструментов, в том числе неликвидных. Мы не торговая организация, а центральный депозитарий. В данном случае оценка Ценового центра — консолидированное мнение, которое учитывает поведение участников и которое принимают во внимание, но это не оценка и не котировка какого-то конкретного участника рынка.
Еще очень важный момент, что Ценовой центр — полностью автоматизированная система. Есть только данные на входе и цена на выходе. И никто не может влиять на сам алгоритм руками. Мы здесь исключаем фрод и недобросовестное влияние аналитиков на цены. Насколько мы знаем, это единственная подобная полностью автоматизированная система на рынке.
— Полная автоматизация предполагает, что мы должны обеспечивать бесперебойный доступ к ценам круглосуточно?
— На данный момент мы предоставляем цены только на закрытие предыдущего дня, что требуется для отчетности и для контроля. В следующем году мы планируем предоставлять цены в середине дня. Данные публикуются на сайте в режиме реального времени. Подключение доступно через автоматизированный API. Получать информацию также можно через дистрибуционные каналы: Reuters, Bloomberg, Cbonds, Interfax. Еще цены доступны в рамках совместного решения с Interfax — RU Data Price. Здесь мы предоставляем не только оценку и коридор справедливых цен, но и все промежуточные данные, которые были использованы на расчётах на 3 уровнях. Их можно использовать, если необходимо построить собственную модель, и вам нужны не конечные цены, а, например, оценки ликвидности, которые получены с учетом данных по структурам портфелей.
— Как рынок воспринял создание Ценового центра? Как приобретались клиенты?
— Для рынка это решение проблемы с отсутствием оценки по многим бумагам. По динамике клиентов мы видим, что сильный всплеск произошел после аккредитации методики ЦБ, потому что это признание ее целостности. Сегодня у нас более 150 клиентов. Основные всплески происходят после внедрения новых методик и получения аккредитации. Для нас ключевой момент — это активность ЦБ. Мы видим, что нашу методику используют лицензируемые финансовые компании — банки, инвестиционные фонды, управляющие компании, а брокеры пока не особо активно.
— Банки какого уровня пользуются методикой Ценового центра НРД?
— Есть ключевые игроки рынка — это ВТБ Капитал, Сбербанк CIB, Альфа-Банк, Тинькофф, Райффайзенбанк. Есть клиенты и поменьше. Мы предоставляем достаточно недорогой сервис в этом сегменте: 5000 рублей за методику в месяц могут позволить и маленькие компании. Для нас очень важно, что нашими данными пользуются крупные банки, которые могут себе позволить свои методики. Это признание качества Ценового центра. Также мы рады, что сервис доступен для целого рынка.
— Какова динамика роста в количестве клиентов за последний год?
— После аккредитации методики Центральным банком количество клиентов возросло почти в два раза.
— Какие планы по развитию сервиса Ценового центра?
— Мы собираемся расширять покрытие и внедрять новые методики. В этом году хотим осуществить покрытие рублевых облигаций с плавающим купоном. В начале 2019 года планируем запустить сервис по оценке евробондов. Это очень горячая тема на российском рынке. Оценка евробондов с помощью глобальных вендоров безмерно дорогая и непосильна для компаний среднего сегмента.
Также собираемся совместно с коллегами из Interfax запустить сервис по оценке бумаг, у которых нет международных рейтингов. На российском рынке таких бумаг становится все больше. Пока не накоплена информация по статистике дефолтов по национальным рейтинговым агентствам, мы ориентируемся на международные рейтинги. Коллеги планируют запускать скоринговую модель для нерейтинговых компаний, соответственно, и бумаги, выпущенные нерейтинговыми эмитентами, мы также планируем оценивать.