Одной из ключевых задач реформы корпоративных действий стало создание современных веб-сервисов, внедрение вебкабинета и переход от технологии «толстого» клиента к «тонкому». Это позволило изменить представления о возможностях сервисов, связанных с реализацией прав владельцев по ценным бумагам.
После решения колоссального объема задач в рамках реформы корпоративных действий и стремительного внедрения новых сервисов, продиктованных потребностями клиентов и в целом зрелостью рынка, НРД сконцентрировался на операционной надежности и качестве сопровождения бизнес-процессов — обеспечении бесперебойности, наращивании мощностей и пропускной способности при обработке инструкций от клиентов. Это позволит увеличить потенциал организации для дальнейшего развития депозитарных сервисов.
Мы понимаем, есть еще бизнес-процессы, уровень надежности которых можно и нужно приводить в соответствие с ожиданиями наших клиентов, поэтому сейчас ищем оптимальные варианты применения инноваций в классических посттрейдинговых сервисах и услугах, в том числе на рынке долговых инструментов.
НРД предоставляет своим клиентам широкую линейку финансовых инструментов и ИТ-сервисов для реализации их бизнес-потребностей. Статус НРД как центрального депозитария дает нашим клиентам больше возможностей за счет исключительных отношений с ICSDs, открывает финансовым компаниям доступ к иностранным рынкам ценных бумаг и снижает операционные риски. Иностранные клиенты могут получить надежный доступ к внебиржевым операциям с российскими ценными бумагами и к инфраструктуре биржи, используя счета ICSDs, которые по закону могут быть открыты только в НРД.
В ближайшей перспективе НРД также обеспечит возможность проведения расчетов с использованием индивидуальных счетов в ICSDs, что позволит компаниям заметно сократить стоимость фондирования при проведении операций с иностранными бумагами через НРД.
Также мы ориентируемся на предоставление нашим клиентам дополнительных источников фондирования и снижения издержек. Например, недавно внедрен механизм электронного мэтчинга, который совместно с механизмом hold&release позволил крупным клиентам НРД практически отказаться от телефонного пре- мэтчинга, в большей степени автоматизировать процесс расчетов и увеличить эффективность работы операционных подразделений. Эти сервисы также помогли повысить уровень расчетной дисциплины на российском рынке. Также НРД реализовал возможность расчетов для кредитных организаций с помощью денежных средств в Банке России. Ведется активная работа по масштабированию сервиса электронного голосования на собраниях владельцев ценных бумаг среди классических акционеров, которые привыкли голосовать с помощью бюллетеня. E-voting — принципиально другая история о классических сервисах для эмитентов. E-voting обеспечивает скорость, прозрачность, мобильность и достоверность процедуры голосования при сохранении анонимности голосующего акционера.
Будучи инфраструктурной организацией, НРД уделяет пристальное внимание развитию посттрейдинга в России. Поэтому два года назад центральный депозитарий провел тарифную реформу, которая позволила нашим клиентам оптимизировать расходы на обслуживание ценных бумаг и снизить тарифную нагрузку. Например, ставка тарифов по акциям снизилась от 40% до 70% для разных участников рынка, по облигациям — на 15%, по евробондам — на 30%. Сокращение нагрузки затронуло все группы депонентов НРД. Большинство клиентов получило комфортные тарифы.
Конструктивные партнерские отношения с участниками рынка позволяют нам достигать синергии в создании надежных технологических решений, которые отвечают самым острым ИТ-трендам: удаленной идентификации, открытому API, блокчей- ну, аналитике больших данных и автоматизации. У нас уже есть ряд актуальных проектов, которыми заинтересовались ключевые игроки финрынка. Объединив наши ресурсы, мы сократим затраты обеих сторон на разработку и повысим скорость вывода этого продукта на рынок.
НРД глубоко вовлечен в инновационные процессы и одним из первых внедряет высокотехнологичные решения. Одним из перспективных направлений может стать учет цифровых активов на базе систем центрального депозитария. Так, в этом году НРД реализовал проект c использованием блокчейна — выпуск коммерческих облигаций на 500 млн руб. Эмитентом выступил МегаФон, а инвестором — Райффайзенбанк. Кроме того, мы придерживаемся принципов максимальной открытости и благодаря профильным комитетам при центральном депозитарии и ежедневному общению с участниками рынка лучше понимаем нужды, интересы и специфику работы клиента с нашими сервисами. Поэтому мы создаем конкурентные предложения с применением инновационных технологий.
Мы нацелены на расширение продуктовой линейки и уже внедрили новые сервисы, такие как приоритизация и linked transactions. Благодаря им клиенты могут ежедневно управлять пулами и приоритизировать расчеты. Также НРД запустил централизованную систему управления информационной платформой «ПИФ». Она позволяет участникам оперативно и с минимальным риском подавать в депозитарий распоряжения о погашении инвестиционных паев. В перспективе мы расширим функционал этого сервиса, и каждый клиент сможет получить дополнительную информацию в удобном для него формате и по индивидуальным критериям — по размеру СЧА на дату или статусу распоряжения. Брокеру не придется тратить уйму времени на сбор необходимых сведений из разных источников. Словом, все проекты и усилия НРД направлены на обеспечение простоты доступа, сокращение издержек клиентов и развитие инфраструктуры посттрейдинга.
В ближайшие год-два нас ждут перемены и новые вызовы на рынке ценных бумаг. В большинстве случаев они будут связаны с регулированием новых инструментов и внедрением инноваций. И к 2025 году все должно измениться кардинально. Самым разным категориям клиентов станут доступны универсальные технологические продукты для совершения множества видов операций на финансовом рынке России и мира, в том числе операции с цифровыми активами в один клик. При этом будут учтены все пожелания и финансовые возможности потребителя: тип активов, сроки, объемы, расчетные политики контрагента и множество других деталей. И НРД делает всё, чтобы технологии стали доступнее, инструменты — удобнее, а рынок — более привлекательным для конечных инвесторов.