Сегодняшний рынок довольно насыщен предложениями брокерского направления в России. Банки и управляющие компании делают большие ставки на этот сегмент, вкладывают огромное количество ресурсов в его развитие, стараясь максимально упростить процессы брокерского обслуживания и перевести все в цифровой формат. Если раньше буквально 5-7 лет назад, инвестор должен был осуществить огромное количество действий для совершения брокерских операций, то теперь все основные функции доступны ему в мобильном телефоне как, например, навигатор или мессенджер.
Кроме того, ежегодно растет финансовая грамотность населения, и, как следствие, — внимание розничных инвесторов к инвестиционным продуктам. Хоть этот интерес и вынужденный, ведь люди ищут новые способы сохранить и приумножить свой капитал на фоне снижающихся ставок по классическим депозитам, банки и управляющие компании не могли не заметить этого и не начать расширять свой спектр услуг и на брокерский сегмент.
Учитывая эти тенденции, банки стремятся выделиться и сделать уникальные предложения для своих клиентов. В МКБ можно выделить следующие преимущества: в группе есть локальный брокер, брокер на западных рынках, а также доступ к торговым площадкам как в РФ, так и за рубежом; полностью обновлена и технологичная, и масштабируемая платформа брокерского бизнеса; если ранее платформа ориентировалась на сегмент клиентов private bank и Corporations, FI’s, то сейчас нагрузочное тестирование систем идет и для mass retail.
Если говорить о перспективах трех-пяти лет на рынке, то можно выделить несколько тенденций. Основной вызов, который ожидает всех участников рынка — это их группировка по крупным участникам клиринга, которые предоставляют в комплексе как банковские сервисы, так и инвестиционные продукты.
Также сервисы брокерского обслуживания в идеале должны предоставляться в единой экосистеме, в которую будут входить риск-профилирование, робоэдвайзор, модельные портфели, ETFы и прочие услуги. Более того, клиенту должна быть доступна открытая архитектура инвестиционных продуктов. Ведь, как я отметил ранее, по мере повышения уровня инвестиционной грамотности населения будет расти и доля самостоятельных инвесторов, а с ними увеличиваться требования к технологичности брокера и его банка, а также устойчивому положению и рейтингу брокера.
МКБ первым на рынке опробовал уникальный сервис по управлению обеспечением для собственных внебиржевых сделок РЕПО, а летом этого года мы первыми интегрировали брокерское РЕПО внутри банка с клиринговой системой и системой управления обеспечения (СУО).
Данный продукт соответствует всем современным технологическим требованиям и довольно эргономичен. Брокеры и дилеры, которые активно занимаются РЕПО, понимают, что основная нагрузка возлагается на процесс предварительных расчетов сделки, расчетов уровня обеспечения и компенсационных взносов. Поэтому и клиенты уже оценили удобство данного продукта при решении задачи быстрого старта на рынке РЕПО. Ведь система расчетов DVP 1-3 в разных валютах и возможностью мэппинга депо счетов НРД и НКЦ, а так же с онлайн базой рыночных цен национального расчетного депозитария (НРД) и текущего накопленного купонного дохода (НКД) существенно упрощают процессы, разгружая как фронт-офис, так и миддл-бэк-офис. При этом операционный риск минимален, система расчета маржирования близка к идеальной, а сообщения обо всех событиях брокер получает моментально в режиме онлайн с возможностью оперативно оповещать своих клиентов и контрагентов. На мой взгляд, именно интегрируемость систем с эволюционирующей платформой НРД позволяет решить огромный пласт задач автоматизации, контроля рисков при помощи готовой системы без существенных и, как правило, дорогостоящих доработок.