Цифра —  Статьи —  СПФС Банка России: описание сервиса

СПФС Банка России: описание сервиса

11.06.2021
11.06.2021

С межбанковской системой передачи информации SWIFT знакомы многие. Ее аналог, российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС), молод, но амбициозен и перспективен. Как развивается российская альтернатива SWIFT, в чем ее преимущества и как к ней подключиться, разбираем в нашей статье.

Что такое СПФС

СПФС — это система передачи финансовых сообщений, которая была создана Банком России в 2014 году как альтернативный канал передачи электронных сообщений по финансовым операциям.

Цель СПФС — обеспечение бесперебойности передачи финансовых сообщений как внутри страны, так и за ее пределами. Участник, подключившийся к СПФС, получает возможность передать сообщения как в формате SWIFT, так и в собственном пользовательском формате. Клиент имеет возможность настроить списки своих контрагентов и типов, принимаемых от них финансовых сообщений. СПФС также будет поддерживать финансовые сообщения в формате ISO 20022.

Тариф на услуги Банка России по передаче финансовых сообщений через СПФС зависит от количества сообщений и составляет 0.80 — 1.00 руб. за одно сообщение. Таким образом, Отправка сообщений через СПФС позволяет повысить маржинальность платежного бизнеса за счет существенного снижения затрат на трансграничные переводы.

Участники СПФС

На конец 2020 года на долю СПФС приходилось уже 20,6% сообщений от общего внутрироссийского объема SWIFT.

Согласно официальным данным Банка России на конец мая 2021 года, пользователями СПФС являются 378 организаций. К системе СПФС подключены все крупнейшие банки России.

Также существенно расширился список участников, за счет активного подключения юридических лиц и иностранных организаций. Пользователями СПФС уже являются иностранные банки-участники Швейцарии, Германии, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

Подключение к СПФС

Существует два способа подключения к системе передачи финансовых сообщений: самостоятельно и через посредника — сервис-бюро СПФС.

Самостоятельное подключение финансового института к СПФС

Самостоятельное подключение к СПФС предполагает создание отвечающей требованиям Банка России инфраструктуры. Ключевым элементом такой структуры является организация выделенного канала связи, техническое обеспечение рабочего места для АРМ КБР-СПФС, обеспечение информационной безопасности и интеграция с АБС/ERP.

Для того, чтобы масштабирование использования СПФС шло быстрее, Банком России было создано сервис-бюро. Опыт подключения через сервис-бюро не новый и широко используется той же системой SWIFT для сокращения сроков подключения и финансовых затрат.

Статус первого российского сервис-бюро СПФС получил Национальный расчетный депозитарий (НРД). НРД оперативно смог предложить участникам финансового рынка собственное решение для подключения к СПФС. До этого НРД уже имел солидный опыт в подключении клиентов по модели сервис-бюро к международной системе SWIFT. На конец 2020 года через сервис-бюро на базе НРД к SWIFT было подключено более 65 клиентов.

Как подключиться к СПФС через сервис-бюро

Процесс подключения к СПФС через сервис-бюро проходит в три этапа:

  1. Клиенту необходимо собрать пакет документов: заполнить анкету, предоставить устав, а также документ, который в соответствии с национальным законодательством свидетельствует о регистрации юридического лица (для российских пользователей — выписка из ЕГРЮЛ). Этот пакет документов НРД направляет в Банк России с уведомлением о подключении нового участника к СПФС.
  2. После того, как будет получено согласие от Банка России на подключение, заключается договор и проводится техническая настройка системы.
  3. На финальном этапе осуществляется тестирование системы.
 Александр Нам 
Управляющий директор по технологическим сервисам НРД

«Обмен сообщениями между клиентом и НРД мы организуем на базе собственной сети электронного документа оборота. Наше программное обеспечение сервис-бюро имеет рабочий интерфейс пользователя и выполняет задачи по интеграции с автоматизированной банковской системой (АБС) банка.

Система позволяет конвертировать информацию из формата сервис-бюро в формат SWIFT без дополнительных АБС/ERP доработок. На стороне сервис-бюро сообщения конвертируют в формат SWIFT, шифруются и отправляются. Для отправки сообщений может использоваться публичный канал связи с шифрованием данных, гарантирующий полную защиту передаваемой информации третьим лицам. Для этого применяются сертификаты безопасности, выпускаемые Московской биржей, которые обеспечивают связь для взаимной аутентификации между инфраструктурой клиента и центральным сервисом НРД».

Подведем итоги

Система передачи финансовых сообщений стала частью национальной платежной системы России. Российские банки активно используют СПФС для внутренних платежей, что подтверждается значительным ростом трафика в системе. Кроме того, количествово банков-нерезидентов в СПФС постепенно увеличивается, а значит открываются новые возможности для СПФС за пределами РФ.

Применение международной практики подключения через сервис-бюро способствует расширению присутствия СПФС и позволяет участникам рынка, за счет имеющихся высокотехнологичных инфраструктурных решений, снизить затраты на трансграничные переводы и обеспечить безопасность национальной платежной системы страны.

Вы удачно подписаны!
Связаться с нами
Оставьте ваше сообщение с помощью формы обратной связи
Подписаться на рассылки
Введите адрес электронной почты в форму ниже
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте почту и подтвердите ваш email
Вы уже подписаны
Email %email% уже подписан на рассылку