Цифра —  Статьи —  Токенизация как возможность для центральных депозитариев занять лидирующие позиции на рынке

Токенизация как возможность для центральных депозитариев занять лидирующие позиции на рынке

23.12.2021
23.12.2021

На фоне зарождения новой финансовой системы, в основе которой лежит концепция децентрализованных финансов (DeFi), центральные депозитарии столкнулись с экзистенциальным кризисом.

Все функции центрального депозитария в рамках сделок (расчеты, учет, хранение и обслуживание активов) теперь выполняются с помощью блокчейн-технологии.  В их основе лежит такой аспект блокчейн-технологии, как диджитализация или токенизация ценных бумаг. Центральные депозитарии должны приспособиться к токенизации ценных бумаг, чтобы сохранить актуальность услуг в новой финансовой эре.

Популярность хранения криптовалют подтверждают данные исследовательской фирмы CB Insights: с начала 2021 года до третьего квартала инвестиции в  хранение криптовалют составили 3,9 млрд долларов. Этот показатель превышает суммарный объем инвестиций в направление за предыдущие шесть лет.

Прямые инвестиции в розничные и институциональные компании, занимающиеся хранением криптовалюты с помощью блокчейн-технологий
2021 (to Q3) – 2021 (до 3-го квартала). Источник: CB Insights

В этой статье мы рассмотрим, что такое токенизация, ее преимущества и порождаемые ею угрозы для работы центральных депозитариев.

Что такое токенизация?

Под токенизацией понимается диджитализация ценных бумаг или их перевод в цифровой формат. Право собственности на ценную бумагу подтверждается цифровым токеном, учитываемым в распределенном реестре, и передается лишь посредством передачи токена (и наоборот).

Мы проделали длинный путь со времен, когда обращение ценных бумаг представляло собой передачу физического сертификата, до момента, когда ценные бумаги обращаются через учет перехода прав на них на счетах в центральном депозитарии, банках-кастодианах или у других посредников. Токенизация — очередной этап эволюции способа клиринга и расчетов по ценным бумагам.

Ранее для учета сделки с ценными бумагами мы полагались на посредников, таких как центральные депозитарии и банки-кастодианы. Теперь эта функция перешла к программному коду. Благодаря прозрачности технологии распределенного реестра (DLT), лежащей в основе децентрализованных финансов и токенизации, сделки, их клиринг и расчеты по ним теперь совершаются непосредственно между покупателем и продавцом.

Облегчение прямых сделок, минуя посредника, — замечательная особенность токенизации. Обмен происходит в режиме реального времени с помощью так называемой технологии «Интернет ценности» (Internet of Value), вне рамок какой-либо закрытой экосистемы и без применения старых технологий, использующих сообщения SWIFT.

Невозможно строить будущее финансов, используя старую инфраструктуру. Некогда популярные компакт-диски и видеокассеты уступили место современным технологиям, создавшим Spotify, Uber и Netflix. Так и в области финансов на смену старым технологиям приходит Ethereum — децентрализованная финансовая платформа.

Сказать, что будущее клиринга и расчетов — за токенизацией ценных бумаг, ничего не сказать. Токенизированные ценные бумаги вовсю конкурируют за деньги с традиционными финансовыми инструментами. В марте 2021 года дневной объем обращения криптовалют в Южной Корее ненадолго превысил дневной объем сделок на фондовой бирже страны.

Автор статьи, опубликованной в издании Future of Finance, ссылаясь на данные одной из крупнейших инфраструктурных организаций финансового рынка, написал, что в ближайшие пять-десять лет платформы для обращения токенизированных ценных бумаг  могут сравняться в размере с традиционными фондовыми биржами.

Каким образом токенизация угрожает центральным депозитариям?

Центральные депозитарии выполняют четыре основные функции в сделке: выпуск, расчеты, учет и хранение, обслуживание активов. Токенизация угрожает каждой из них.

Возьмем, к примеру, выпуск. Вместо выпуска ценных бумаг на традиционной фондовой бирже, использующей текущую инфраструктуру, которая зависит от посредников, таких как центральные депозитарии, компании могут выпускать токены, переводя их в цифровые кошельки. Затем расчеты по сделке совершаются через обмен токенов ценных бумаг на платежные токены, вместо использования фиатной валюты, выпущенной центральным банком, который для расчетов применяет систему валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS).

Появление цифровых валют центральных банков (CBDC) ускорит расчеты в режиме реального времени, при которых токены ценных бумаг будут обмениваться на CBDC, что, в свою очередь, ускорит сделку с ценными бумагами, изначально выпущенными в форме токенов, либо с токенизируемыми традиционными финансовыми инструментами, учитываемыми в бездокументарной форме.

Инвестор может самостоятельно хранить токены в цифровом кошельке либо передать их на хранение кастодиану. На рынке появилось множество новых кастодианов, деятельность которых регулируется законодательством их юрисдикции и которые уже предлагают услуги инвесторам в криптовалюту. Вполне естественно, что они будут расширять услуги хранения на приватные ключи токенов ценных бумаг и токенизированные ценные бумаги.

О преимуществах токенизации

Одно из основных преимуществ токенизации — быстрые расчеты по сделкам, поскольку биржи, на которых обращаются токенизированные ценные бумаги, работают в режиме 24/7. Токенизированные ценные бумаги допускают дробное владение, что поможет им вытеснить устаревшие паевые фонды.

Есть и другие преимущества токенизации.

Повышенный уровень ликвидности

Биржи, на которых обращаются токенизированные ценные бумаги, привлекают бóльшую ликвидность и дают инвесторам доступ к ранее не использовавшимся источникам ликвидности со всего мира.

Отличный пример — Liquidshare, финтех-компания. Ее создали восемь крупных европейских финансовых организаций при поддержке ConsenSys. Liquidshare создала токены ценных бумаг для частных компаний, которые не могли размещать ценные бумаги на традиционных фондовых биржах.

Такие ранее не использовавшиеся источники ликвидности доступны вне рамок закрытых экосистем, не ограничены рабочими или выходными днями, государственными праздниками, не зависят от расчетов с помощью фиатных валют, которых проводятся в определенные сроки через банки-посредники.

Расширение географии доступа к ликвидности

Токенизация дает инвесторам доступ к ликвидности за пределами своей страны. Сейчас каждый инвестор должен иметь счет, открытый у брокера или в банке-кастодиане той страны, на бирже которой инвестор планирует сделки с акциями. Это увеличивает издержки для иностранных розничных инвесторов. Кроме того, процессы расчетов по сделкам через кастодиана медленны и сложны.

Поскольку токенизация финансовых инструментов устраняет потребность в посреднике, покупать и продавать токенизированные ценные бумаги может любой человек в любой точке мира. Достаточно подключения к Интернету.

Снижение операционных расходов

Основная особенность блокчейн-платформы Ethereum — смарт-контракты. С их помощью условия сделки записываются в программном коде сделки. Смарт-контракты по сделкам с токенизированными ценными бумагами обеспечивают программирование функций, которые обычно выполняет центральный депозитарий. Это облегчает проведение таких корпоративных действий, как выплата дивидендов акционерам или купонного дохода держателям облигаций, сокращает операционные расходы на обслуживание сделок.

Автоматизированный комплаенс

Благодаря реестру с открытым исходным кодом — это одна из особенностей блокчейн-технологии — любой человек может видеть одну и ту же версию реестра в режиме реального времени. Данные в реестре являются прозрачными и не могут быть изменены, что позволяет эмитенту в режиме реального времени видеть, кто совершает сделки с его ценными бумагами.

Отслеживание сделок в реальном времени —  неизменное требование эмитентов на традиционных финансовых рынках. До недавнего времени немногие участники могли предложить такой функционал. Центральные депозитарии, использующие счета номинального держания, не имеют функционала, который учитывает в реестре конкретных владельцев ценных бумаг. Это снижает прозрачность на традиционных финансовых рынках.

Поскольку блокчейн-реестр, в котором учитываются токенизированные ценные бумаги, построен на основе открытого исходного кода, эмитенты и аудиторы видят одну и ту же версию реестра. Проведение аудита реестра в режиме реального времени повышает способность регулирующих органов обеспечить добросовестность сделок.

Расширение доступа к финансовым услугам

Выпуск токенизированных ценных бумаг сокращает прямые расходы как эмитента, так и инвестора. Это расширяет доступа к финансовым услугам, поскольку барьер для инвестиций на рынках криптовалют ниже, чем на традиционных финансовых рынках.

Интероперабельность

Стандарты Ethereum позволяют обмениваться ценностями через сеть Интернет так же просто, как обычной информацией. Эта концепция известна как «Интернет ценности». Поскольку Интернет ценности является публичным и общедоступным, интероперабельность между новыми классами активов станет реальностью.

Мы называем это «денежным лего» и сочетаемостью. Она достигается за счет открытых исходных кодов, составляющих основу протоколов децентрализованных финансов. На традиционных финансовых рынках это невозможно, поэтому изменения неизбежны.

Новые классы активов

Благодаря токенизации на рынок выводятся новые классы активов: предметы искусства, объекты недвижимости и предметы коллекционирования, а также новые формы денег. Это дает центральным депозитариям возможность предложить инвесторам услуги по хранению новых классов активов.

Каким образом ConsenSys помогает в создании будущего финансов?

Децентрализованные финансы — основа новой финансовой системы, использующей платформу Ethereum в качестве Интернета ценности в рамках концепции Web 3.0. Как отмечалось выше, экономика децентрализованных финансов строится на доверии к программному коду, а не к посреднику. ConsenSys создает такую новую финансовую систему.

Одним из основных инструментов, позволяющих инвесторам и маркетмейкерам участвовать в экономике децентрализованных финансов, являются цифровые кошельки. Цифровые кошельки — программное обеспечение, с помощью которого инвесторы хранят принадлежащую им криптовалюту и используют ее для взаимодействия с различными протоколами децентрализованных финансов для предоставления или привлечения заемных средств, инвестирования и покупок.

ConsenSys предлагает инвесторам два кошелька. Кошелек MetaMask предназначен для самостоятельного хранения активов физическими лицами. Кошелек MetaMask Institutional позволяет инвесторам в криптовалюту и маркетмейкерам действовать в интересах инвесторов в экосистеме децентрализованных финансов.

Кошельки доступны для бесплатной загрузки и могут использоваться любым лицом для доступа к сотням протоколов, разработанных для совершения торговых сделок, получения займов, приобретения страховых полисов, платежей и торговли токенами любого типа без необходимости запрашивать разрешения и минуя посредников.

ConsenSys сотрудничает со множеством управляющих активов по всему миру, которые желают извлечь выгоду из работы с токенами ценных бумаг (ценными бумагами, выпущенными в токенизированной форме) и токенизированными ценными бумагами (ценными бумагами, которые являются цифровыми, но были преобразованы в токены) с помощью технологий Codefi Assets и Codefi Payments.

Как центральные депозитарии могут стать проводниками изменений?

Смена парадигмы на финансовых рынках, сопровождаемая переходом от старых систем к новой экосистеме децентрализованных финансов, открывает для центральных депозитариев огромные возможности, чтобы стать проводниками этих изменений.

Мост между старой финансовой системой и экосистемой децентрализованных финансов до сих пор не построен. Это подтверждает растущий спрос на высококачественные активы, которые могут использоваться в качестве обеспечения в рамках различных протоколов децентрализованных финансов. Некоторые традиционные финансовые организации уже извлекают выгоду из этой возможности. К примеру, Societe Generale, один из крупнейших банков Франции, предложил привлечь средства в размере 20 млн DAI (криптовалюта-стейблкойн) через биржу MakerDAO, выпустив для этой цели облигации. Эта «проверка концепции» (proof of concept) — один из примеров того, как два мира финансов будут в конечном счете сосуществовать.

Центральные депозитарии могут принципиально изменить текущую бизнес-модель. Например, выступить в качестве оператора нода (узла) блокчейн-сети или контроля за нодами, управляемыми другими лицами, участвующими в создании «единой версии истины» или «золотой записи», под которой понимается реестр инвесторов, ведущийся с помощью DLT-протокола.

На этот раз изменения в способе совершения сделок с ценными бумагами являются экспоненциальными. Для перехода от физических сертификатов на акции к бездокументарным сертификатам потребовалось более 10 лет. Как естественные монополии, центральные депозитарии не имели конкурентов. Это позволило им вовремя измениться и не отстать от технологических перемен, которые потребовала дематериализация ценных бумаг.

Сейчас у центральных депозитариев выросло число конкурентов, которые никого не ждут и создают параллельную инфраструктуру финансового рынка, в основе которой лежит Интернет ценности.

Многие центральные депозитарии полагаются на действующее законодательство, которое защищает их статус монополиста. Однако многие европейские страны задают тон в разработке новой законодательной базы, которая продвигает токенизацию.
В некоторых странах, включая Францию, Люксембург и Швейцарию, внедрены «комплексные нормативно-правовые базы или законы о блокчейне, регулирующие применение DLT-технологий на рынках». В недавнем докладе ОЭСР в качестве яркого примера «специализированного регулирования токенизированных активов» приводится разработанный в Германии законопроект об электронных ценных бумагах.

Центральные депозитарии по всему миру продемонстрировали способность сотрудничать друг с другом для координации перехода от физических сертификатов к бездокументарным ценным бумагам. Теперь они могут использовать свои ассоциации, чтобы обсудить, как регулировать инновации в нужном русле.

Центральные депозитарии обладают возможностью для разработки международного отраслевого стандарта регулируемой инфраструктуры финансового рынка, использующей DLT-технологии и технологии, основанные на открытом исходном коде, позволяющие добиться интероперабельности и эффекта масштаба в рамках Интернета ценности. Так они составят конкуренцию новым провайдерам услуг, которые со временем станут не просто криптовалютными биржами, а будут предлагать на своих платформах все возможные виды токенов.

Повышенный спрос со стороны эмитентов и инвесторов на функционал, создаваемый токенизацией, — еще одна причина, чтобы развивать сотрудничество между депозитариями. Отвечая на вопрос о роли инфраструктурных организаций в трансформации индустрии ценных бумаг, Надин Чакар, руководитель цифрового направления State Street, отметила: «Только если они трансформируются сами... Если они будут способствовать нашей трансформации, мы всецело поддержим их, но мы также не может позволить им замедлить нашу собственную трансформацию».

Вы удачно подписаны!
Связаться с нами
Оставьте ваше сообщение с помощью формы обратной связи
Подписаться на рассылки
Введите адрес электронной почты в форму ниже
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте почту и подтвердите ваш email
Вы уже подписаны
Email %email% уже подписан на рассылку