— В этом году НРД запустил сайт nsddata.ru. Расскажите о целях этого проекта и первых результатах. Все ли работы на сегодня закончены?
— Я бы сразу уточнил: существующий функционал сайта — это первый этап реализации большой стратегии модернизации технологической платформы информсервисов НРД. Основная цель создания сайта — удовлетворить потребности наших клиентов в качественных данных из единого понятного официального источника, используя современные технологии и требования к работе с данными. И на смену разрозненной совокупности продуктов и модулей пришел единый кастомизированный сервис по выгрузке данных на базе API c гораздо более широкими и гибкими возможностями импорта.
Мы внедряем продукты в agile-формате, и пока на nsddata.ru доступен минимальный функционал, но он полностью перекрывает возможности предыдущей линейки. Мы провели десятки встреч с клиентами и теперь работаем над тем, чтобы сайт и предоставляемый им сервис максимально отвечали запросам наших пользователей. Это касается дизайна, юзабилити и наполнения наших продуктов.
— Вы сказали, что nsddata.ru — первая часть стратегии развития информсервисов. В чем заключается эта стратегия?
— Наша стратегия предполагает, что, двигаясь вместе с рынком, мы будем последовательно решать задачи клиентов в работе с финданными. На каждом этапе развития задачи будут существенно различаться. Поэтому фокус внимания НРД будет меняться вместе с запросами отрасли. Сегодня наша задача — обеспечить рынок качественными данными из единого источника. Объективная проблема российского рынка — низкое качество информации и хаос, связанный с использованием различных источников и необходимостью верификации данных.
По сути, наш рынок проживает кризис, с которым развитые рынки массово столкнулись 10 лет назад. Он протекает гораздо тише, чем тот, что совпал по времени и в определенном смысле стал причиной глобальных событий 2007-2008 годов и последовавших изменений регуляторного характера (MIFID II). Все это связано с кризисом управления данными и внутри финансовых институтов, и внутри регуляторов.
— В чем вы видите кризис с точки зрения управления данными?
— Этот кризис протекает скрыто, не имеет ярких внешних проявлений, но острота назревших изменений беспрецедентна. Сначала проблемы управления данными затрагивают отдельных менеджеров, отвечающих за учет и отчетность, развитие розницы и продажи. Они поднимают вопросы необходимости качественного управления данными, пытаются запустить процесс изнутри. Но разрозненные попытки перестроить систему data management, как правило, наталкиваются на активное сопротивление. Быстро выясняется, что этот вопрос комплексный и требует вовлеченности большей части организации и выделения существенных финансовых и человеческих ресурсов, которых, как правило, нет.
Именно такой была ситуация в США 10 лет назад. Только когда проблема привела к полномасштабной финансовой катастрофе, регуляторы и крупные институты пришли к необходимости кардинальных изменений в этой области. Тогда стали повсеместно появляться позиции отдельного топ-менеджера, в чью исключительную компетенцию перешли вопросы data management (Chief Data Officers, или CDO). У нас этот процесс только начинается.
—А что CDO делают для наведения порядка?
— Типичная стратегия — централизация работы с информацией и решение вопросов качества данных. Это боль нашего рынка. Поэтому сегодня мы фокусируемся на решении проблем качества данных. Но это проблема не только технологическая — надо перестраивать взгляд на проблемы отрасли, по-другому смотреть на нормативные требования, структуру рынка данных, отчетность и технологии. Как учетный институт мы говорим о данных для учета и отчетности. Наша задача — создать полноценный data warehouse. Nsddata.ru и RU DATA, продукт, созданный с Группой «Интерфакс», — это ресурсы, которые последовательно и системно решают вопросы качества данных для наших клиентов.
— А что конкретно вы делаете для улучшения качества данных?
— «Единое окно раскрытия» — один из важных проектов. Сейчас корпоративная информация появляется в системе раскрытия и в учетной системе в разное время. «Единое окно», когда эмитенты в форматах ЦД раскрывают весь объем данных через информагентство, — это очень серьезный прорыв с точки зрения качества корпоративных данных на рынке. Надеюсь, реальный эффект мы почувствуем к концу 2018 года.
— Все говорят о Big Data, искусственном интеллекте, а есть ли у НРД планы в этих сферах?
— Построение систем аналитики и решение проблемы качества тесно связаны. Важно понимать: качество — понятие многомерное. Помимо системного исключения искажений и ошибок на всех этапах движения информации, контроль качества требует решения вопросов полноты, постоянства, оперативности и достоверности получаемых данных. Аналитический инструментарий нужно разрабатывать параллельно с решением вопросов качества — они питают друг друга. Одним из важных направлений в связи с этим для нас стал Ценовой центр. Недавно мы запустили новую методику расчета, проведя небольшую революцию в этой области. Также начали работу в области Big Data, создания инструментов, позволяющих проводить кластеризацию данных об операциях, действиях эмитентов, лучше понимать происходящее на рынке, делать прогнозы. За этим будущее.
— Мировой каталог требований к финотчетности в 2020 году превысит 300 млн страниц. Многие участники смотрят на проблемы управления данными с точки зрения затрат...
— Это так. Я убежден: наша миссия — снизить издержки рынка в этой области. Регуляторная нагрузка дорого обходится всем и везде. По подсчетам McKinsey, затраты на исполнение требований регуляторов в мире в 2016 году составили около 10% от совокупных операционных расходов — рекордные 270 млрд долл. С помощью качественных данных и аутсорсинга отдельных функций мы хотим помогать нашим клиентам готовить и предоставлять отчетность эффективно и с меньшими затратами. Построение качественного data warehouse, полезная аналитика и снижение рисков и затрат участников в регуляторной сфере — три кита, на которых базируется стратегия развития информационных сервисов НРД.