— Юлия, расскажите, пожалуйста, о себе, какие перед вами стоят задачи, чем сейчас занимаетесь?
— В мою ответственность входит координирование работы продуктовой команды, обеспечивающей создание депозитарных сервисов, и IT-блока (бизнес-аналитики и разработчики). Таким образом, я отвечаю как за разработку продукта, так и за его внедрение. На мой взгляд, это отличное сочетание, которое позволяет придумывать сервис, создавать его и оперативно запускать на рынок.
— Над какими проектами работает сейчас ваша команда?
— Мы завершили работу по внедрению дополнительных сервисов для расчетов по ценным бумагам, в том числе Hold & Release, Linked Transactions, Instructions Prioritization, а также ряд собственных опций, позволяющих выполнять индивидуальные настройки под потребности клиентов, выполнили существенные доработки, связанные с новыми регуляторными требованиями для спецдепозитариев. Теперь мы можем сосредоточиться на новых направлениях: в кооперации с новым участником на рынке Казахстана — Astana International Exchange Central Securities Depository (AIX CSD) мы уже запустили расчеты по локальным ценным бумагам и сейчас внедряем еще один новый проект — депозитарий хранения и учета электронных закладных. Мы также пробуем новые технологии в рамках Ассоциации «ФинТех», где мы приступаем к тестированию учета электронных закладных на платформе Мастерчейн и многое другое.
— Вы участвуете в работе комитета пользователей услуг НРД. Какие сервисы были запущены с вашей помощью? Какое нововведение, по вашему мнению, будет потенциально полезно для рынка в целом и Росбанка в частности?
— Членство в пользовательских комитетах НРД позволило мне принять участие в формировании различных сервисов — это и расчетные сервисы, и функциональность web-кабинета ДКУ, и многое другое, что обсуждалось участниками на комитетах и в различных рабочих группах. Отдельно я бы выделила проект реформы корпоративных действий: после того, как ее основной этап был успешно завершен, НРД проявил инициативу и объединил участников рынка — депозитариев и регистраторов, чтобы продолжить работу в этом направлении. Рабочая группа, в которой я принимала участие, готовила проект стандартов взаимодействия с контрагентами при проведении КД, а также разрабатывала концепцию и предложения по изменению подхода к формированию списков владельцев с целью упрощения процесса и унификации форматов. Члены рабочей группы и коллеги из НРД проделали колоссальную работу, которая, я уверена, принесет большую пользу всем участникам рынка, в том числе и Росбанку. Сейчас мы ждем согласования предложенных изменений с другими участниками рынка, а после приступим к их внедрению.
— Комитет пользователей услуг НРД с 2018 года формируется по новому принципу: теперь в нем представлены все участники рынка. Мы, НРД, очень рады, что, наконец, тот подход, который мы разработали, был внедрен. Вы почувствовали какие-то изменения в работе КПУ? Как вы относитесь к новой методике?
— Я считаю, что методика абсолютно правильная, потому что мнение разных участников рынка дает полноценную картину. Мне как профессионалу всегда интересно узнать альтернативную точку зрения людей, с которыми я не пересекаюсь в профессиональной среде в силу того, что они представляют другие бизнес-направления. Для комитета участие всех игроков крайне полезно.
— Ваш опыт в депозитарной деятельности — более 20 лет. Скажите, как трансформируется сектор, какое у него будущее?
— Компании сегодня сосредоточены на сокращении расходов и на оптимизации технологий и бизнес-процессов: они становятся, где это возможно, полностью автоматизированными, меньше зависят от человеческого фактора. Я думаю, что эта тенденция сохранится.
— Раз уж речь зашла о технологиях, то не можем не спросить про блокчейн, который сейчас активно применяется в финансах, в том числе в депозитарной деятельности. Как вы относитесь к такой тенденции? Есть ли у блокчейна будущее в сфере депозитарных услуг?
— Мы видим определенный потенциал в использовании технологии, знаем про опыт НРД по выпуску коммерческих облигаций на блокчейне и приветствуем любые новации, способствующие развитию рынка. К работе с распределенными реестрами мы подходим взвешенно. Как я уже отметила, Росбанк сотрудничает с Ассоциацией «ФинТех», где участники рассматривают не только технические вопросы, но и методологические и юридические аспекты. Мы можем внедрять те или иные инновации только в том случае, если увидим, что они несут конкретные преимущества для нашего бизнеса и для наших клиентов.
— Поводом для нашей беседы послужило создание программы «Эксперт НРД». Это дополнительный формат работы пользовательских комитетов. «Эксперт НРД» «вырос» из наших встреч с клиентами, а также премии, которой мы наградили в этом году наших партнеров. Проект задумывался больше как некий дискуссионный клуб, площадка обмена мнениями, новостями. Как вы считаете, будет ли такой формат полезен участникам рынка? Как бы вы хотели построить диалог в рамках проекта?
— Идея такого профессионального клуба мне очень нравится, все-таки комитет — это более официальное сообщество, где обсуждаются исключительно вопросы, вынесенные на повестку. Сам по себе такой клуб экспертов, вероятно, не будет ограничен рамками конкретных вопросов, и в таком формате можно будет предлагать для обсуждения то, что беспокоит участников рынка в данный момент. Например, можно было бы обсудить, как другие участники рынка оценивают отсутствие регулирования DVP-расчетов, исполняемых депозитариями, которые вынуждены самостоятельно изобретать себе методологию и способы проведения этих операций в течение уже многих лет, поскольку, несмотря на отсутствие регулирования, практически каждый банковский депозитарий оказывает такие услуги. Хотелось бы также узнать, как другие участники рынка решают для себя частные вопросы, связанные с DVP-расчетами, видят ли риски. Благодаря клубу станет возможно совместно обсудить эту проблему и в результате выработать общие предложения по регулированию. Также было бы интересно обсудить такой аспект корпоративных действий как оферту третьих лиц, обменяться мнениями, понять, насколько этот вопрос беспокоит других, и какие есть пути его решения. Возможно, предложить решения с точки зрения регулирования, чтобы включить эти технологии в общую канву корпоративных действий по каскаду.
— Юлия, спасибо вам большое за ваши предложения, вопросов для обсуждения много, а это значит, что проекту быть. Расскажите о себе. Чем занимаетесь в свободное время? Где проведете Новый год?
— На Новый год поеду с семьей за город. Свободное время от работы провожу с близкими, стараемся чаще бывать на природе. Я очень люблю театр, недавно смотрела «Очарованный странник» по Лескову в театре Вахтангова — заключительные слова героя о мире, об Отечестве кажутся пророческими. Отличный спектакль.
— Юлия, позвольте от всей души поздравить вас с Новым годом. Мы надеемся, что в Новом году мы вместе запустим новые депозитарные сервисы.
— Несомненно. Со своей стороны, я тоже хочу поздравить коллектив НРД с этим прекрасным праздником. В новом году желаю вам дальнейшего процветания, успехов на рынке и интересных событий. Большое спасибо вам, вашей команде, а особенно клиентским менеджерам, которые, можно сказать, стоят на передовой. Мы, участники рынка, ценим то внимание, которое вы уделяете своим клиентам. Желаю вам в новом году сохранить эту отзывчивость и чуткость к нашим запросам, ожиданиям и потребностям. При внедрении новых сервисов НРД всегда старается получить обратную связь от участников рынка. Это очень важно.