— Назовите ключевые тренды в вашей работе. Что вы считаете вызовами современности? Как справляетесь с ними?
— Я бы выделила два основных направления. Это стремительно растущий бизнес и не менее стремительно меняющаяся регуляторная среда. И самое главное, оба этих явления происходят одновременно. Они оба закономерны и оба позитивны. Но поддерживать и то, и другое, соответствовать требованиям и регулятора, и бизнеса одновременно — это, на мой взгляд, и есть самый большой вызов для профессиональных участников рынка.
Банк России многое делает для защиты инвесторов, для создания прозрачных пре- и посттрейдинговых процессов, и это основа. Но появляются новые регуляторные требования, и их очень много: это и правила внутреннего учета, и грядущий XBRL, и многое другое. А в этот момент бизнес ищет новые идеи для привлечения клиентов, для развития рынка. И чтобы поддержать эти два тренда, компании требуется профессиональная команда, гибкость и очень мощная, эффективная инфраструктура, в том числе и ИТ-поддержка.
— Какими продуктами и услугами НРД вы пользуетесь?
— НРД является нашим стратегическим партнером по многим направлениям. Мы работаем с НРД как с расчетным депозитарием, а значит, пользуемся депозитарными, банковскими, клиринговыми услугами. Очень важны информационные сервисы (ДИСК), транзит электронных документов. Поскольку мы работаем с иностранными ценными бумагами, нам важны сервисы НРД в этой сфере: присвоение CFI-кодов иностранным финансовым инструментам, отчет об изменении данных по иностранным ценным бумагам и их международным кодам и т. д. Важный, системообразующий сервис — репозитарий.
— Какие проблемы удалось или планируется решить с помощью сервис-бюро SWIFT НРД?
— Мы — стремительно растущая компания. Одним из залогов развития бизнеса является эффективная инфраструктура поддержки. При большом количестве сделок и платежей без SWIFT не обойтись. С помощью сервис-бюро НРД мы планируем получить доступ к SWIFT в очень выгодной для нас конструкции — сервис покрывает все наши потребности и при этом избавляет нас от тяжеловесных и дорогостоящих технических решений, необходимых при внедрении SWIFT. Мы уверены в том, что, как только функционал полноценно заработает, скорость и качество обработки наших платежей и расчетов вырастут в разы, операционные риски, наоборот, сократятся, и это в целом положительно скажется на эффективности компании.
— Как вы относитесь к аутсорсингу непрофильной деятельности? Планируете ли расширять это направление?
— Я довольно много общаюсь с коллегами по цеху, не только в России, но и за рубежом. Как мне кажется, движение в сторону аутсорсинга постепенно становится трендом, и я не исключаю, что в дальнейшем такой подход будет набирать обороты. Есть крупные западные брокерские дома, которые сделали ставку на создание «платформы» и видят в этом будущее. В этом вопросе есть несколько важных аспектов, которые надо тщательно рассматривать, принимая решение о переходе на модель аутсорсинга. Основное — это стоимость поддержки инфраструктуры. Аутсорс, как правило, обходится дешевле, этим он и привлекателен. Кроме того, аутсорсинговая модель более мобильна и легко масштабируется. Важный аспект — data protection, сохранность данных компании, тем более клиентских данных. Это очень чувствительная тема, и как раз она часто мешает принять решение об аутсорсинге той или иной функции. Эта проблема решается юридически, технологически и, самое главное, она лежит в плоскости доверия провайдеру. И последнее — зависимость от третьих лиц. Это всегда риск.
— Как вы выбираете подрядчиков? С чего началось ваше сотрудничество с НРД?
— Выбирая подрядчиков, мы, конечно же, изучаем рынок. Смотрим на надежность потенциального партнера, его возможности, позицию на рынке, изучаем тарифные планы. В общем, делаем полноценный анализ. Мы познакомились с разными игроками на рынке сервис-бюро, все они профессиональны, но, как я уже говорила ранее, с НРД нас связывают давние партнерские взаимоотношения. Мы уверены в надежности провайдера, в его ИТ-инфраструктуре, в постоянной поддержке. Важно отметить, что за последние годы НРД сделал огромный рывок в сторону ориентированности на клиента, развития сервисов.
— Каким вы видите рынок в 2020 году? Каковы риски и перспективы для вашего бизнеса?
— Окружающая реальность настолько стремительно меняется, что делать прогнозы на три года вперед — дело неблагодарное. Очевидно, что настало время высокотехнологичных решений. Наверное, не будет преувеличением сказать, что operations и ИТ в самое ближайшее время станут единым целым.